Безалкогольное Аксессуары
  • Как устроена классификация вин в России: закон, категории, маркировка
09.06.2025

Как устроена классификация вин в России: закон, категории, маркировка

Как устроена классификация вин в России: закон, категории, маркировка

С 1 июля 2020 года в России действует закон № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии», который впервые ввёл единую систему классификации вина по происхождению, способу производства, сроку выдержки и уровню сахара. Этот закон обязателен как для отечественного, так и для импортного вина, если оно продаётся на территории России.

Классификация вина по происхождению для российских вин

Это основа всей системы. Здесь важно, где был выращен виноград и где произведено вино.

Вино России

  • Вино, полностью произведённое из винограда, выращенного в пределах РФ

  • Все этапы — от сбора до розлива — происходят в стране

  • Без привязки к конкретному региону или зоне

Вино с защищённым географическим указанием (ЗГУ)

  • Виноград выращен в пределах конкретной винодельческой зоны

  • Производство также осуществляется в границах ЗГУ

  • Это аналог европейских IGP или Vin de Pays

  • На этикетке указывается зона, например: Кубань. Анапа, Кубань. Новороссийск

Вино с защищённым наименованием места происхождения (ЗНМП)

  • Более высокий уровень контроля

  • Виноград и производство — строго в пределах узкой терруарной зоны (например, отдельный виноградник)

  • Требуются подтверждённые показатели качества, стабильность стиля, дегустационный контроль

  • Пример: Анапская долина, Бельбек, Сикоры

Эта система позволяет виноделам защищать терруар, а потребителю — ориентироваться в происхождении вина. Импортное вино не может маркироваться ЗГУ и ЗНМП, так как это классификация относится только к российскому вину. Подробнее о винодельческих зонах России читайте в статье.

Классификация по выдержке

Срок выдержки регулируется законом и указывается в техдокументации, на этикетке чаще — в форме «выдержанное», «марочное», «коллекционное».

Для тихих вин:

  • Молодое — реализуется в течение 90 дней после окончания брожения

  • Ординарное — реализуется позже, но без обязательной выдержки

  • Выдержанное — не менее 6 месяцев до розлива

  • Марочное — не менее 18 месяцев

  • Коллекционное — не менее 36 месяцев в бутылке

Для креплёных вин:

  • Выдержанное — не менее 12 месяцев

  • Марочное — не менее 24 месяцев

  • Коллекционное — от 36 месяцев

О видах выдержки — на осадке, в дубе, в бетоне — читайте в отдельной статье о выдержке вин.

Классификация по уровню сахара (для тихих и креплёных вин)

Тихие и креплёные:

  • Сухое — до 4 г/л

  • Полусухое — 4–18 г/л

  • Полусладкое — 18–45 г/л

  • Сладкое — более 45 г/л

Отдельно: для вин с остаточным сахаром от технологических особенностей (например, ботритис, поздний сбор, ледяное вино) допускается обозначение стиля на этикетке, при условии соблюдения всех требований.

Классификация игристых вин

Игристые вина классифицируются по трём критериям:

1. Содержание сахара (в г/л):

  • Экстра брют: <6

  • Брют: 6–15

  • Сухое: 15–25

  • Полусухое: 25–40

  • Полусладкое: 40–55

  • Сладкое: >55

2. Метод производства (брожение в бутылке или в резервуаре)

О бутылочном (классическом) методе у нас есть отдельная статья, как и о резервуарном.

3. Выдержка:

  • Игристое выдержанное — не менее 6 месяцев

  • Российское шампанское выдержанное — минимум 9 месяцев в бутылке

  • Коллекционное шампанское — не менее 36 месяцев в бутылке

Игристое вино, насыщенное газом искусственно (а не вторичным брожением), считается винным напитком, но не вином.

Как это влияет на маркировку и выбор?

По российскому закону, вся продукция, включая импортную, обязана указывать соответствующую категорию вина по вышеописанным критериям. Импортные вина проходят сопоставление с российской классификацией на этапе декларирования. Например, французское игристое из апелласьона AOC Champagne с содержанием сахара 12 г/л классифицируется и маркируется как «игристое выдержанное брют». Это позволяет:

  • Покупателю — понимать, откуда вино, как оно произведено, что ожидать от вкуса

  • Профессионалам — систематизировать работу с винами в HoReCa и рознице

  • Производителям — подтверждать качество и уникальность вина на рынке

Категория

Публикация

Автор

ISSI Spirits

Баннер_Vinlisto
ВАШ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОМЕЛЬЕ
  • подберем алкогольные напитки для любого случая
  • рассчитаем их количество для больших мероприятий
  • предложим идеальные гастрономические сочетания
  • сделаем приятную скидку
  • организуем для вас дегустацию, винный ужин или винную игру
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика. Используя этот сайт, вы соглашаетесь с Использованием cookies сервисов Яндекс.Метрика.
Каталог Акции
Войти
18 +
Добро пожаловать на ISSI Spirits!
Для доступа к сайту необходимо подтвердить свой возраст.
Информация на сайте предназначена для личного ознакомления совершеннолетними лицами, не является офертой или рекламой.